Случалось ли вам видеть химический (биохимический, нефтехимический) завод или бывать на нем? Кому случалось, тот знает, что это огромная территория, на которой работает не одно, а целый комплекс из нескольких производств. На Московском НПЗ, например, их 23. Но удивительный орган, умещающийся внутри нас отнюдь не в одиночку, со времен сотворения человека значительно превосходит индустриальные гиганты и по числу технологических процессов, и по их точности. Это – печень.
Пожалуй, печень самый упоминаемый человеческий орган после сердца (вошедшие в фольклор гениталии оставим в покое, ибо это совсем другая тема). И связано это, конечно, с теплым отношением к алкоголю, коего печень вовсе не разделяет, а потому страдает годами, пока не начинает бастовать. И все же печень заслуживает высокого положения в иерархии не только и не столько, как жертва насилия. Печень самый большой по размерам и важнейший орган. Ее нельзя удалить, ее разрушение влечет неминуемую смерть (поэтому, например, столь опасны ранения в живот).
С алкоголем (этиловым спиртом или этанолом) печень вынуждена встречаться в связи с выполнением одной из функций – очистки организма от токсинов и прочих ненужных веществ (в том числе и излишков нужных – гормонов, витаминов и пр.). На примере этанола можно, кстати, и познакомиться с ее тяжелой работой. Ядовитый этанол печень терпеливо превращает сначала в ядовитый ацетальдегид, потом в ядовитую уксусную кислоту и, наконец, в ацетилкоэнзим А, который активно используется в метаболизме.
Ошибкой было бы думать, что этиловый спирт является единственным ядом, с которым печени приходится встречаться. Весь мусор, который мы в себя помещаем (вот еще пример – нитраты в овощах) именно ей приходиться разлагать на безвредные компоненты.
Но очистка от токсинов – не единственная задача печени. Печень занята не только уничтожением вредного, но и производством полезного. Это настоящий комбинат биохимического синтеза, а по совместительству – хранилище необходимых реагентов. Печень производит холестерин, фосфолипиды и липиды, желчные кислоты (основную составляющую желчи), гормоны и ферменты для процесса переваривания жиров в кишечника, белки плазмы крови, глюкозу (из других органических веществ); хранит запасы витаминов, микроэлементов и гликогена – источника быстрого получения глюкозы при ее недостатке. И конечно, это сильно сокращенный список. Печень может даже восполнить потерю крови, «выдавив» ее избыток из своих сосудов.
И при этом печень никогда не жалуется. В ней практически нет нервных окончаний, поэтому она попросту не может позволить себе поболеть. Когда умирают отравленные рабочие клетки (гепатоциты), когда на их место приходит бесполезные соединительные или жировые – она молчит.
Первые сигналы приходят только в виде тяжести в правом боку – реакция окружающих тканей на значительное увеличение размеров органа, которое порой легко определяется при первичном осмотре. Или же начинаются проблемы с целиком зависящем от печени соседом – желчным пузырем (холецистит). Когда печень уже совсем не справляется, происходит изменение цвета кожи, слизистых оболочек, глазных склер (желтуха), кал может обесцвечиваться, а моча становиться темной. К этому добавляется кожный зуд, появление сосудистых «звездочек» на верхней части груди, шее и лице, хроническая усталость, раздражительность, снижение интеллектуального потенциала (из-за постоянной интоксикации).
В любом случае, при первых признаках, что что-то не так, требуется квалифицированный врач. Понятно, что найти такого на наших просторах нелегко, но оно того стоит. Самолечение и слепая вера первому попавшемуся эскулапу могут закончиться одинаково плачевно.
Существуют группа препаратов, которые назначаются всегда, независимо от того, что стало причиной болезни печени (наряду с противовирусными, желчегонными, противовоспалительными средствами, иммуномодуляторами, витаминами). Их цель – предотвратить разрушение органа и помочь ему восстановиться, поэтому они называются гепатопротекторами. Очень популярны фосфолипидные гепатопротекторы, такие, как всем известный Эссенциале. Но в последнее время все большее распространение стали находить препараты на основе растительных экстрактов. Бывает, в их состав входит по десятку наименований различных, иногда довольно редких трав. В других же случаях используют одно растение, получившее наибольшее признание в медицинской практике. Например, целый ряд средств производится на основе расторопши (Silybum marianum – расторопша пятнистая, она же чертополох молочный, а по народному - «святой чертополох», «чертополох Святой Марии», «пёстрый чертополох», «остро-пёстро», «Марьин татарник»).
На рубеже тысячелетия были заново открыты гепатозащитные свойства солянки холмовой (Salsola collina). Экстракт этой травы впервые был разработан в Сибирском медицинском университете в г.Томске и назван лохеином – в честь целительницы из Иркутска Е.В.Лохе, первой в современном мире начавшей использовать солянку холмовую для лечения болезней печени. Эффективность лохеина не только ни в чем не уступает экстрактам из расторопши (силимарину) и эссенциальным фосфолипидам, но по ряду параметру даже превосходит их.
Отдельно стоит упомянуть еще одну разработку российских ученых. Это раствор полярных липидов из лечебных грязей сибирских соленых озер – эплир, являющийся также мощным гепатопротектором. К сожалению, из-за сложности технологического процесса экстракции, эплир слишком дорог, поэтому в качестве гепатопротектора применяется только в качестве дополнительного усиливающего компонента. На основе композиции лохеина и эплира разработан уникальный гепатозащитный препарат липроксол.
Все эти средства, несомненно, способны оказать печени большую помощь. Но только в случае, если и мы сами прекратим разрушать ее своим нездоровым образом жизни. Алкоголь – в медицинских дозах; кофеин – аналогично; жирное, жареное и копченое – два-три раза в год в качестве деликатеса; соль, приправы и специи – минимально. Или полный отказ, если дела совсем плохи.
Способность к самовосстановлению – еще одно ноу-хау нашего замечательного персонального химзавода. Правда, полностью вернуть былое количество рабочих клеток практически уже невозможно. Зато оставшиеся могут увеличиться в размерах и принять на себя полную нагрузку. Так что даже пораженная печень еще послужит, если проявить к ней должное внимание.